Лечебные свойства музыки моцарта

Эффект Моцарта: как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект

Музыка всегда была чем-то большим, чем развлечение. Еще древние говорили о влиянии созвучий на тело и поведение человека, а сегодня некоторые направления используются для борьбы за социальную справедливость. Интересуется музыкой и современная наука: ученые проводят эксперименты, чтобы выяснить, как она воздействует на мозг и какую пользу может нам принести. «Нож» рассказывает, почему уроки музыки пригодятся каждому и можно ли повысить IQ, слушая классику.

Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?

Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, считает, что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга. Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты получили и другие ученые. Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.

Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов. Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше.

Соната для двух фортепиано ре мажор Моцарта, воздействие которой изучал Шелленберг

Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.

Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать.

Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться

Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.

Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.

В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.

Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.

Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий. Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще. С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Возможно, они больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но и за тем, как он делает школьные домашние задания или читает. Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливым.

Еще один важный момент — мотивация. Ученые недаром работали с детьми, которые не бросили фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Вероятно, у них высок и общий уровень мотивации к учебе, они не отказываются от сложных задач при первых трудностях, отсюда и успех.

Похожее исследование проводят ученые из Университета Южной Калифорнии в течение 5 лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из небогатых семей, живущих в окрестностях Лос-Анджелеса. Треть участников наблюдений играли в молодежном оркестре, и время от времени всех детей обследовали с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что спустя два года занятий структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различались. У детей, которые играли в оркестре, активнее развивались зоны, связанные с обработкой звука.

Их мозг работал по-другому и в ситуациях, не связанных с музыкой. Детям предлагали выполнить тест Струпа: им показывали карточки с названиями цветов и оттенков, но при этом цвет надписи и название цвета не совпадали (например, слово «красный» было написано зеленым). Оказалось, что при выполнении задания у оркестрантов нейронная активность выше. Впрочем, дело может быть не только в музыке: подобный эффект наблюдался и у детей, которые активно занимались спортом. Возможно, развитию мозга способствует не столько музыка, сколько наличие хобби и связанной с ним мотивации, вовлеченности в работу команды.

Не только дети: как музыка помогает взрослым?

Итак, тем, кто с детства играл на скрипке, пел в хоре или записывал с одноклассниками рэп, крупно повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает взрослую жизнь ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.

Читать еще:  Лечебные свойства свеклы обыкновенной

Играть или петь полезнее, чем просто слушать. Ученые выяснили, что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция.

Почему так происходит, ученые пока не знают. Возможно, занятия музыкой прокачивают много навыков одновременно — этим иногда объясняют и ее пользу для детей. Есть и другая версия: музыка усиливает способность мозга компенсировать пробелы в работе одних областей с помощью других.

К похожим выводам пришли испанские исследователи. Проанализировав 13 научных работ, они подтвердили: музыкальные занятия действительно помогают сохранять ясность рассудка в зрелом и пожилом возрасте. Они улучшают внимание, способность к рассуждению и скорость обработки информации. При этом у взрослых этот эффект, увы, не накапливается — когда человек перестает играть или петь, все бонусы быстро сходят на нет.

Еще одна сфера, где музыка незаменима, — профилактика бессонницы и других проблем со сном. Прослушивание музыки по вечерам действительно успокаивает и помогает легче засыпать, причем этот эффект накапливается. Какую же музыку лучше слушать перед сном? Тут мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что эффективны только композиции в медленном темпе (около 60 bpm).

Впрочем, судя по опросу, который провели Виктория Уильямсон и ее коллеги, засыпать помогает самая разная музыка. 650 респондентов назвали 545 исполнителей в 14 разных жанрах, которых чаще всего слушают, чтобы расслабиться и уснуть. Чаще всего опрошенные упоминали произведения Иоганна Себастьяна Баха, а второе место занял Эд Ширан, обогнав Моцарта. Главное, чтобы композиция не вызывала ярких воспоминаний: слушать перед сном «вашу песню» вскоре после расставания — явно не лучший выбор.

Это далеко не все доводы, говорящие о пользе музыки в любом возрасте. Мы не упомянули, например, о музыкотерапии, эффективно помогающей людям с различными заболеваниями. На протяжении тысячелетий не меняется главное: ритм и мелодия по-прежнему способны воздействовать на нас. Слушайте, играйте и пойте песни, которые вам нравятся, ведь это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.

Влияние музыки Моцарта на здоровье человека

Влияние музыки Моцарта на здоровье человека

В начале XX века известный психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев начал изучать влияние музыки на организм человека. Ученый пришел к выводу, что музыка может избавлять от усталости и заряжать человека энергией, положительно влиять на систему кровообращения и дыхания. Благодаря исследованиям Бехтерева и его последователей, в середине ХХ века в психотерапии возникло новое направление – музыкотерапия.

Музыкотерапевты отмечают, что для каждого конкретного пациента нужно подбирать индивидуальные мелодии, но существует и универсальная музыка, используемая для устранения негативных психологических состояний.

Какая музыка лечит? Классическая музыка лечит.
Для поднятия настроения желательно слушать «Рондо в турецком стиле» Вольфганга Амадея Моцарта, «Хабанеру» из оперы Жоржа Бизе «Кармен» или «Триумфальный марш» из «Аиды» Джузеппе Верди.
Забыть о неприятностях и проблемах вам поможет «Аве Мария» Франца Шуберта и «Колыбельная» Иоганнеса Брамса.

Если вам тяжело вставать по утрам, сонливость прогонят концерты и сонаты Антонио Вивальди, серенады Франца Шуберта.

Ощущением утренней свежести наполнят вашу душу «Утро» Рихарда Штрауса, «Утреннее расположение духа» Эдварда Грига, симфонический эскиз «Море» Клода Дебюсси, «Пробуждение птиц» Оливье Мессиана. •При переутомлении стоит поставить треки с записями Элвиса Пресли, Луи Армстронга или Дюка Веллингтона.

При нарушении сна помогут «Пьесы» Петра Чайковского, «Мелодия» Кристофа Глюка, «Мечты» Роберта Шумана и «Грустный вальс» Яна Сибелиуса.

Религиозная музыка, особенно в органном исполнении, дарит людям ощущение покоя и духовной просветленности, помогает побеждать или облегчает боль.

ВАЖНО! Здесь необходимо подчеркнуть, что речь идет не о музыкальных пристрастиях (нарвится–не нравится), а о терапии – о целенаправленном избавлении от конкретных психосоматических проблем.

Какая музыка улучшает внешность? Вся перечисленная (ведь она уравновешивает психосоматику) и … конечно же Моцарт.

«Не знаю, правда ли, что ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют только Моцарта»- сказал Карл Барт

Такой положительный эффект объясняется, возможно, тем, что музыкальные произведения Моцарта выдерживают 30-секундный интервал «громко-тихо», а он точно соответствует характеру биотоков головного мозга человека.

Гениальный австрийский композитор писал свою музыку преимущественно в светлых, мажорных тонах, поэтому она постоянно привлекает внимание слушателей. Его симфонии и скрипичные концерты кажутся настолько светлыми, что возникает естественное желание поддаться этому настрою и радоваться жизни.

Французский врач А.Томатис в своей книге «Почему именно Моцарт?» пишет: «Сила Моцарта недоступна другим. Его музыка освобождает душу. Лечебные свойства ее настолько сильны, что это делает Моцарта величайшим из композиторов».
В контексте омоложения вся классическая музыка приносит огромную пользу, но соматически, впрямую и зримо работает только музыка Моцарта.

Удивительные свойства музыки Моцарта

Музыка Моцарта вообще особая. Она мобилизует возможности человеческого мозга. Ученые доказывают, что «столь яркая и разнообразная музыка облегчает работу головного мозга, в частности, помогает людям умственного труда».
Доказано, что музыка Моцарта повышает интеллектуальный уровень – выяснили ученые США и Болгарии независимо друг от друга. Стандартные “IQ-тесты” фиксируют реальное повышение интеллекта у людей после прослушивания именно музыки Моцарта. Исследования американских ученых показали, что всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ (“коэффициент интеллекта”) людей в среднем на 8-10 единиц.

Музыка именно Моцарта повышает умственные способности у всех без исключения людей, которые ее слушают (причем и у тех, кому она нравится, и у тех, кто ее не любит) — доказали европейские ученые. Даже после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания (сосредоточенность).
Люди, страдающие болезнью Альцгеймера, улучшают свои навыки при регулярном прослушивании сонаты для двух фортепиано до-мажор Моцарта.

Музыка Моцарта , как никакая другая, оказывает огромное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, среди которых есть и эпилепсия. Ученые экспериментальным путем определили, что звуки сонат Моцарта (особенно соната К 448) способны купировать эпилептические припадки (уменьшить количество эпилептических атак).

Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено, в числе прочих факторов, и тем, что в ней очень много звуков высокой частоты. Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга (это напрямую стимулирует мышление и улучшает память). Изобилие именно высоких частот в музыкальных произведениях Моцарта несет в себе мощнейший энергетический заряд не только для головного мозга, но и для всего организма в целом. Музыка этого композитора не заставляет мозг “перенапрягаться”, распутывая сложные звуковые ряды, которые присутствуют в произведениях, к примеру, Баха или Бетховена. Музыка Моцарта гениально проста, чиста, светла, солнечна, искренна.

Воздействие музыки Моцарта на детей

Моцарт – “самый подходящий” композитор для малышей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала. Возможно, Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4-х лет, и привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все “почитатели” его творчества – в т.ч. и самые маленькие слушатели.

В одном из экспериментов, проводимых профессором Джоном Дженкинсом (США), больным, страдавшим серьезными неврологическими заболеваниями, в индивидуальном порядке дали прослушать всего лишь 10-минутный фрагмент одного из музыкальных произведений Моцарта, после чего практически у всех этих людей на какой-то период времени заметно улучшалась мелкая моторику рук.

В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, т.к. шведские ученые и медики убеждены, что именно она помогла им резко снизить в своей стране раннюю детскую смертность.
По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает речь и слух. Если во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта – исчезнут многие проблемы с пищеварением.

Читать еще:  Лечебные свойства меда сердце

Всему миру известен хрестоматийный случай, когда музыка Моцарта в буквальном смысле “подарила” человеку жизнь. 78-летний тяжелобольной маршал Ришилье Луи Франсуа де Виньро, будучи уже на смертном одре, за несколько минут до своей очевидной и неизбежной кончины попросил исполнить свое последнее желание в этой жизни – чтобы при нем сыграли его любимый концерт Моцарта. Вскоре после того, как музыка отзвучала, с маршалом произошло настоящее чудо! Смерть отступила, и он буквально на глазах окружающих пошел на поправку. В этого человека каким-то неведомым образом быстро вернулись жизненные силы, и в итоге он прожил в полном здравии еще 14 полноценных лет, дожив до 92-летня.

Одной из причин физиологического воздействия музыки на человека является то, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Ритм – важнейший компонент нашей жизнедеятельности. День – ночь, прилив – отлив, весна- осень, сон – бодрствование, суточные биоритмы, эмоциональные, физические, интеллектуальные – периоды спада и подъёма характерны для всего, в том числе для деятельности наших внутренних органов, гормональной и нервной системы, тока энергии по меридианам. Ритмичность протекающих в организме биологических процессов экономит большое количество энергии, способствуя здоровью. Поэтому и воспринимаемый бессознательно музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию.

Являясь сильным ритмическим раздражителем, музыка стимулирует не только физиологические процессы организмы в двигательной сфере, но и в вегетативной области. Например, заметно реагирует на музыку наша сердечно–сосудистая система – замедлением или учащение пульса, изменениями числа сердечных сокращений, показателем артериального давления. Учеными доказано, что музыка влияет на холестериновый, гормональный обмен человека.

Наконец, научные эксперименты последних лет подтвердили, что музыкальные звуки оказывают влияние и на деятельность человеческого мозга, синхронизируя ритмическую активность его различных участков.

Чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное и умиротворенное состояние мы испытываем. Частоту биоритмов мозга можно изменить, потому что в процессе восприятия музыки эти биоритмы непроизвольно (на основании эффекта резонанса) настраиваются на частоту музыкального произведения.

Следовательно, используя музыку как ритмический раздражитель, можно сдвинуть, изменить ритмические процессы организма, повысить общую активность человека, или, наоборот, успокоить и т.д.

Конечно, ритм оказывает самое сильное воздействие на организм человека. Вместе с тем, музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Поэтому такие средства музыкальной выразительности, как лад, темп, даже тональность музыкального произведения играют важную роль моделировании эмоций.

Богатейшая картина звукового мира, преобразованная в периодических механических и рецепторных структурах органа слуха, приводит в действие сложнейшие механизмы мозга, деятельность которых завершается трансформацией слухового «изображения» в акт восприятия. Мы слышим музыку такой, какой мы хотим ее слышать, мы ассоциируем ее по-своему, а цветомузыка лишь помогает быть в восприятии ближе к мнению композитора, окрашивая звуки в разные цвета. Музыка сливается со светом в одну общую картину и человек начинает воспринимать это явление целостно, а не отдельно органами чувств как свет и звук.

Например, в коровниках увеличивают количество молока с помощью музыки. Ученые экспериментировали и с классической, и с популярной музыкой. Включали современную музыку- поп и рок , но выяснилось, что «коровы предпочитают клаcсику — Бетховена и Моцарта»[4].

Результат налицо: в день каждая корова после прослушивания классической музыки давала на 3 литра молока больше, чем обычно.Специалисты уверены, что после музыкотерапии коровы наслаждаются процессом дойки, дают больше молока.

Результатом научно-исследовательской работы во главе с доктором Дж. Бхаттачара Университета Лондона, стало предположение, что вполне возможно влиять на эмоциональную оценку человеческого лица, предварительно послушав отрывки различных музыкальных произведений.

Часто говорят, что музыка — язык эмоций. Проще говоря, мы постоянно находимся под ее воздействием; музыка буквально «управляет» нами. Но могут ли эти вызванные музыкой эмоции влиять на нашу интерпретацию эмоций, отраженных на лицах окружающих нас людей?

Во время экспериментов добровольцы слушали короткие 15-секундные музыкальные отрывки и затем оценивали эмоциональное содержание лица. Исследование показало, что предварительное прослушивание радостной и веселой музыки значительно усиливало восприятие радости на лице собеседника.

Музыка может влиять на восприятие лицевых эмоций человека.

Включите ее, когда вас обидели – и она освободит вашу душу (очень возможно, что и со слезами), поможет понять обидчиков; послушайте Моцарта, когда вы встревожены или даже напуганы – тревога уляжется; прислушайтесь к фортепианным руладам «Аллегро», когда не можете сосредоточиться – и решение найдется практически само собой. А «побочным результатом» общения с великой музыкой Моцарта станет ваше одухотворенное лицо с ясным спокойным взглядом и плавной мимикой – ОЧЕНЬ КРАСИВОЕ ЛИЦО.

Музыка Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбург. Музыкальный гений Моцарта проявился уже в раннем детстве. Он написал свою первую симфонию, когда ему еще не было 10 лет, а первую успешную оперу — к 12 годам. За короткую жизнь (Моцарт умер в возрасте 35 лет) композитор создал 40 симфоний, 22 оперы и еще более пятисот произведений в других жанрах. 10 из 35 лет жизни он провел, путешествуя по более чем 200 городам Европы. За свою недолгую жизнь Вольфганг Амадей Моцарт создал сотни сольных и оркестровых музыкальных произведений, вдохновивших Бетховена, Вагнера и других композиторов.

«Моцарт — это что-то непостижимое в музыке, — сказал Гете своему другу Иоганну-Петеру Эккерману, — это — образ, который воплощает демона: настолько манящий, что каждый стремится к нему, и настолько великий, что никто не может его достичь». Произведения Моцарта универсальны: они рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экстремальных ситуаций. Причем лечебным эффектом обладают все произведения Моцарта. Это явление получило название: эффект Моцарта.

В ходе исследований ученые использовали сканирование мозга с помощью магнитного резонанса, чтобы получить картину активности участков мозга. Как и ожидалось, музыка Бетховена, Шумана и других композиторов-классиков «будила» строго определенные участки коры мозга. Но только музыка Моцарта активизировала все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, зрении и высших процессах сознания и могут играть роль в пространственном мышлении.

Особое место среди шедевров Моцарта занимает «Соната для двух фортепиано» (до мажор). Прослушивание именно этого произведения усиливает мозговую активность человека.

Тайну целительных свойств музыки Вольфганга Амадея Моцарта подтвердил Альфред Томатис (Alfred Tomatis), врач-отоларинголог, член Французской академии медицинских наук. Исследуя особенности работы мозга человека, он выяснил: прослушивание высокочастотных звуков — 5000-8000 Гц — активизирует мозговую деятельность, улучшает память, стимулирует процессы мышления. Эти вибрации словно питают наш мозг, а вместе с ним и все тело. Анализируя музыку разных композиторов, Альфред Томатис пришел к выводу, что произведения Моцарта содержат наибольшее число нужных частот. Он также выяснил, что именно их в основном слышит ребенок в период внутриутробного развития. Смоделировав подобный фон, он давал слушать записи детям разных возрастов и с разными нарушениями развития — их самочувствие улучшалось. Дело в том, что высокочастотные колебания пробуждают чувство архаической связи с матерью, дают человеку ощущение защищенности, цельности и благополучия. Опираясь на результаты своих исследований, доктор Томатис разработал метод лечения с помощью музыки. Он эффективен при детском аутизме, нарушениях концентрации внимания, расстройствах речи, а также при депрессиях у взрослых.

Исследования показывают, что музыка Моцарта усиливает мозговую активность. Послушав произведения великого композитора, люди, отвечающие на IQ-тест, демонстрируют заметное повышение интеллекта. Особые свойства музыки Моцарта впервые привлекли общественное внимание благодаря новаторским исследованиям в Калифорнийском университете в начале 1990-х годов прошлого века. В центре нейробиологии города Ирвин, который занимается изучением процессов педагогики и памяти, группа исследователей начала изучать воздействие музыки Моцарта на студентов и подростков. Френсис X. Раушер, доктор философии, и ее коллеги провели исследование, в котором выпускники университета с факультета психологии тестировались на индекс пространственного интеллекта (по стандартной интеллектуальной шкале Стэнфор-да-Бине). Результат оказался на 8-9 пунктов выше у испытуемых, которые прослушивали в течение десяти минут «Сонату для двух фортепиано ре-мажор» Моцарта. Несмотря на то, что эффект от прослушивания музыки продолжался всего десять — пятнадцать минут, группа доктора Раушер сделала вывод о том, что взаимосвязь между музыкой и пространственным мышлением настолько сильна, что даже простое прослушивание музыки может дать значительный эффект. На следующий день, после того как были опубликованы сообщения об открытиях в Ирвине, музыкальные магазины одного крупного американского города мгновенно распродали все записи сочинений Моцарта.

Читать еще:  Лечебные свойства крапивы где используется и где растет

«Музыка Моцарта способна «разогревать мозги», — предположил Гордон Шоу, физик-теоретик и один из исследователей, после того как были объявлены результаты. — Мы предполагаем, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и шахматы. И наоборот, простая и монотонная навязчивая музыка может дать противоположный эффект».

У Моцарта необыкновенная музыка — не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте.

Популярный французский актер Жерар Депардье испытал его в полной мере. Дело в том, что приехавший покорять Париж юный Жеже, плохо владел. французским и к тому же заикался. Известный врач Альфред Томатис посоветовал Жерару каждый день по два часа как минимум. слушать Моцарта! «Волшебная флейта» и в самом деле может творить чудеса — через несколько месяцев Депардье говорил, как пел.

Уникальность и необыкновенная сила музыки Моцарта, скорее всего, объясняются его жизнью, в особенности обстоятельствами, которые сопровождали его появление на свет. Моцарт был зачат в редкой среде. Его предродовым существованием было ежедневное погружение в мир музыки. В доме звучала скрипка отца, который, безусловно, оказал колоссальное влияние на развитие нервной системы и пробуждение космических ритмов еще в утробе матери. Его отец был капельмейстером, дирижером хоровых и музыкальных капелл в Зальцбурге, а его мать, дочь музыканта, сыграла колоссальную роль в его музыкальном развитии. Она пела песни и серенады еще на этапе беременности. Моцарт родился буквально вылепленным из музыки.

Эксперименты по изучению феномена основаны на предположении, что музыка оказывает влияние на мозг на анатомическом уровне, делает его подвижнее. Для детей она может оказывать сильнейшее влияние на формирование нейронных сетей и умственное развитие ребенка. Из результатов исследований были сделаны далеко идущие выводы, особенно в отношении воспитания детей, первые три года жизни которых считаются определяющими для их будущего интеллекта. Позже несколько скептиков опубликовали свои сомнения насчет феномена. Но при более детальном изучении оказалось, что классическая музыка действительно имеет сильное влияние на человеческий мозг. Многочисленные противники, пытаясь экспериментально доказать, что никакого «эффекта Моцарта» не существует, регулярно приходят к выводу об ошибочности своих суждений. Шедевры гениального композитора Вольфганга Амадея Моцарта оказывают такой эффект на психическое и физическое оздоровление и развитие детей:

  • · Музыка Моцарта является веселой, искрящейся, сообщая такое настроение и детям и взрослым
  • · Она действует как противоядие от отрицательных и депрессивных эмоций: уныния, пессимизма, горечи и ненависти
  • · Музыка Моцарта бодрит, радует, улучшает настроение
  • · Научно доказано, что музыка Моцарта помогает усвоению нового учебного материала, более быстрому овладению новыми знаниями, умениями и навыками, в частности, помогает в быстром овладении иностранными языкам
  • · Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей
  • · Устраняет страхи, уменьшает тревожность
  • · Является средством профилактики депрессий, уныния, грусти и других безрадостных состояний
  • · Снимает стресс, повышает устойчивость к стрессам
  • · Обладает общеукрепляющим действием
  • · Музыка Моцарта в комплексе с другими педагогическими и психологическими средствами помогает избавиться от заикания
  • · Творения Моцарта формируют у ребёнка оптимистическое мироощущение
  • · Музыка Моцарта восстанавливает физические силы, снимает умственное напряжение, переутомление
  • · Ученики под музыкальное сопровождение произведений Моцарта более внимательно слушают и эффективнее запоминают новый материал
  • · Музыка Моцарта обладает универсальным расслабляющим эффектом, поэтому она является эффективным средством помощи тревожным детям
  • · Звуки музыки Моцарта укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, улучшая слух
  • · Музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление путём влияния на активность определенных генов и выработку ряда белков, ответственных за память и внимание.
  • · Сильным положительным влиянием на работоспособность мозга, по данным исследований, обладает именно музыки Моцарта, и никакая другая
  • · Произведения Моцарта рекомендуются для снятия головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экзаменов, контрольных работ, конфликтов и экстремальных ситуаций и т.д.
  • · Звуки музыки Моцарта действуют на детей успокаивающе
  • · Моцарт вызывает у детей прилив творческих сил, приводя к повышению к успехам в деятельности на 40-50%

Лечебные свойства музыки моцарта

Здравствуйте, дорогие друзья!

Наткнулась в интернете на понятие «эффект Моцарта». Что классическая музыка исцеляет, я слышала. На себе каждый раз ощущаю ее благотоворное влияние. Но, оказывается, самой-самой считается музыка Вольфганга Амадея Моцарта.

Лечебный эффект музыки австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта испытал на себе известный французский актер Жерар Депардье. В юности, как это сейчас ни удивительно, Жерар Депардье плохо владел франзуским языком и сильно заикался. Для карьеры начинающего актера это было просто катастрофой. Врач Аль­ф­ред То­ма­тис порекомендовал ему каж­дый день по два часа слу­шать музыку Мо­цар­та.

Результат пришел уже через несколько месяцев. Же­рар Де­пар­дье стал отлично го­во­рить по-фран­цуз­ски и перестал заикаться. “До то­го, как я по­пал к вра­чу То­ма­ти­су, — вспо­ми­на­ет Де­пар­дье, — я не мог до­ве­с­ти до кон­ца ни од­но­го пред­ло­же­ния. Он по­мог при­дать за­вер­шен­ность мо­им мыс­лям, на­учил ме­ня син­те­зу и по­ни­ма­нию са­мо­го про­цес­са мы­ш­ле­ния”.

Отличный результат! Чтобы получить подобный, необходимо повторить то же — слушать произведения Моцарта 2 часа в день. Это можно делать в дороге, во время приготовления или употребления пищи. Заодно и еда станет лечебной. 🙂

Кроме этого, по мнению ней­ро­би­о­лога Гор­дона Шоу, проведшего множественные эксперименты, музыка Моцарта облегчает работу головного мозга, помогает математикам, шахматистам, гармонизирует состояние беременных женщин и младенцев.

В. М. Бехтерев считал, что без колыбельной совершенно невозможно полноценное развитие человека, что маленьким детям «на­до обя­за­тель­но слу­шать хо­ро­шую и гар­мо­ни­че­с­кую му­зы­ку». Му­зы­ка Мо­цар­та по­мо­га­ет детям улуч­шить ко­ор­ди­на­цию дви­же­ний и речь, ус­по­ка­и­ва­ет при нерв­ном воз­буж­де­нии. Уче­ни­ки, слу­ша­ющие музыку Моцарта, луч­ше справ­ля­ют­ся с уче­бой. До­ка­за­но, что но­вый ма­те­ри­ал луч­ше ус­ва­и­ва­ет­ся, ес­ли ус­т­ра­и­вать 10-ми­нут­ные “му­зы­каль­ные па­у­зы” с Мо­цар­том.

Французский врач А. Томатис писал в своей книге, что си­ла Мо­цар­та не­до­ступ­на дру­гим. Его му­зы­ка ос­во­бож­да­ет ду­шу. Ле­чеб­ные свой­ст­ва ее на­столь­ко силь­ны, что это де­ла­ет Мо­цар­та ве­ли­чай­шим из ком­по­зи­то­ров.

Кстати, помогает всем: тем, кто верит, и тем, кто не верит.

Лечебный эффект музыкальных произведений Моцарта объясняется тем, что его произведения выдерживают идеальный 30-секундный интервал «громко-тихо», что точно соответствует характеру биотоков головного мозга человека. Также, его музыка жизнерадостная, мажорная, под нее хочется петь и танцевать. Что тоже положительно влияет на здоровье человека.

Я сама могу долго слушать не все произведения Моцарта, подобрала себе несколько понравившихся. На YouTube можете найти себе свои подборки.

Предлагаю и вам начать оздоравливаться вместе с гениальной музыкой Моцарта. Получить свой «эффект Моцарта».

На моем блоге есть ссылка на подборку для детей, которая сопровождается замечательным чешским мультфильмом. Дети хорошо засыпают под нее.

Если хотите пободрее музыку и более разнообразную, то есть ссылка на другую подборку с музыкой Моцарта.

Интересно, а знал ли сам Моцарт о таком эффекте своей музыки? Почему он выдерживал 30-секундный интервал «громко-тихо»? Наверное, он и сам чувствовал себя хорошо во время исполнения своих музыкальных произведений.

MOZART — The Very Best / МОЦАРТ — ЛУЧШЕЕ

1 Symphony No.40 in G minor, K.550. Allegro molto. 00:00 2 Eine kleine Nachtmusik, K.525. Allegro. 07:51 3 Piano Concerto No.20 in D minor, K.466. Romance. 13:30 4 Fantasia in D minor, K.397/385g 23:05 5 Divertimento in D major, K.136/125a. Andante. 26:49 6 Piano Concerto No.10 in E-flat major, K.365/316a. Rondo. Allegro. 33:11 7 Divertimento in B-flat major, K.137/125b. Andante. 40:49 8 Piano Sonata No.11 in A major, K.331/300i. Alla Turca. 46:33 9 Le nozze di Figaro, K.492. Overture. 49:37 10 Die Zauberflöte, K.620. Overture. 54:05 11 Symphony No.41 in C major, K.551. Menuetto: Allegretto. 01:01:15 12 Piano Concerto No.23 in A major, K.488. Adagio. 01:06:24 13 Requiem in D minor, K.626. Lacrymosa. 01:13:24 14 Requiem in D minor, K.626. Dies irae. 01:17:08

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector